Национальная филармония УкраиныПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ВОКАЛИСТОВ ИМЕНИ БОРИСА ГМИРИНациональная музыкальная академия Украини им. П.Чайковского
Українська English Русский
Фонд Бориса Гмыри Написать письмо
Про Бориса Гмирю

БОРИС РОМАНОВИЧ ГМЫРЯ
1903 - 1969
(бас-кантанте)

        Борис Гмыря - харизматическая фигура в мировой и украинской культуре, чей духовный потенциал имеет общечеловеческий, глобальный масштаб. Он единственный с чрезвычайной силой интегрировал украинскую вокальную школу и украинскую музыкальную культуру в мировой контекст. И сделал он это, живя и работая у себя дома, в Украине, а не в чужих странах.

        Произведения в исполнении Б.Гмыри включены в самые престижные музыкальные каталоги, а имя украшает списки величайших вокалистов мира. В 1962 его имя внесено в престижную Международную энциклопедию "Whо іs whо?", 1992 - в список ста славных украинцев за тысячелетнюю историю Украины, 2001 - в альманах "Выдающиеся деятели Украины прошлых столетий", 2002 - в альманах "Золотая элита Украины".

        Б.Гмыря за 20 лет творческой деятельности (так как 13 - боролся с чиновничеством от культуры, бездарными дирижерами и певцами) напел 1200 произведений, из которых на сегодняшний день в его фонотеке сохраняется свыше 600, из них: 300 украинских народных песен и романсов; 300 русских и западных песен и романсов; 40 оперных партий (пропел 75 арий).

        "...В лице Бориса Гмыри прекрасно соединились художественная интуиция, яркий артистизм и эмоциональность, с одной стороны, и рациональный способ мышления, способность к анализу, с другой. Бог одарил Б.Гмырю голосом необычайной красоты и силы, способным зачаровывать миллионы людей, затрагивать самые таинственные струны их душ. А он сумел распорядиться этим Божьим даром, не растерять его.

        Творец хорошо разбирался в живописи, скульптуре, театральном искусстве, часто посещал художественные выставки, спектакли в разных театрах, и всегда имел собственное мнение относительно того или иного явления. Безусловно, такой колоссальный багаж знаний, впечатлений, исключительный художественный вкус и общая культура оказывали содействие формированию неповторимого исполнительского стиля Бориса Гмыри. Его пение несло в себе неповторимую своеобразность, образность, задушевность. В его манере захватывала безупречная вокальная кантилена и хрустально чистая интонация. Борису Романовичу были присущие редчайший артистизм и сильный темперамент, объединенные с чувством меры и безупречным вкусом. Он был чрезвычайно суров к себе в вопросах музыкальной интерпретации, не разрешал себе никаких внешних эффектов. Все было подчинено основному - художественному замыслу композитора, а также выразительности донесения до слушателя музыкального произведения" (Анна Гаврилец, 2003 год). Отсюда, естественным является то, что выполнение им таких сложных циклов, как "Персидские песни" А.Рубинштейна, или "Зимний путь" Ф.Шуберта считаются эталонными. А простенький опус "Пятидневка" Д.Шостаковича превратил в исполнительский шедевр. При его записи на пластинку в фирме "Мелодия" присутствующий на ней композитор расплакался и все время повторял: "Неужели я написал такую гениальную музыку".

        Особенно бережно и набожно относился Гмыря к украинской классике и народным песням и романсам. В частности, он подчеркивал, что ставит себе задачу "Смыть дилетантский налет с украинской песни и подать ее во всей добропорядочности народной".

        Готовя концертную программу из произведений Т.Шевченко он просил композиторов создать музыку к некоторым произведениям, которая не была бы "густой" и не отвлекала бы на себя душу и сердце поэта. Борис Романович собственноручно вносил пометки в нотный текст относительно динамики, штрихов и агогики (изменял f на p или наоборот, согласно  концепции, прибавлял или снимал акценты, указывал, где делать смысловую паузу или фермату). Это касается таких романсов, как "Почему мне тяжко" на сл. Т. Шевченко, " Солнце заходит", "Зацвела в долине" и других. Делал он это чрезвычайно корректно и деликатно. Никогда не разрешал себе звуковысотного, гармоничного или ритмического изменения без согласования с автором. Все предлагаемые им коррективы логические и оправданы, поскольку вытекают из концепции произведения, собственной исполнительской интерпретации и оказывают содействие более выразительному и полноценному художественному эффекту.

        По исполнительской манере Бориса Романовича можно сравнить разве что с незабываемым Святославом Рихтером. Он, как и Б.Гмыря, не признавал внешних эффектов, глубоко проникал в суть музыкального произведения, был правдивым и честным в своем творчестве.

        Чрезвычайно тщательно Борис Романович работал над камерными произведениями: глубоко проникал в суть поэтического текста, шлифовал вокальную интонацию, доводя ее до совершенства. Музыкальная интонация, поэтическое слово и тембр в его исполнении составляют неделимое единство. Особенно важными для него были четкость дикции, чистота языка и выразительность слова. В частности, он писал: "...И композиторы, и мы, вокалисты, должны очень внимательно относиться к слову, чтобы как можно лучше и полнее передать слушателям его содержание и красоту. Донесенное, окрашенное голосовыми красками слово, бьет прямо в сердце, слегка затрагивая умы. Слово может быть соответственно окрашено только тогда, когда внутренние переживания исполнителя пошлют соответствующие импульсы" (Б. Гмыря, 1958).

        Певец тонко ощущал тональность произведения: во многих клавирах романсов его рукой написанны пожелания относительно ее замены. Объясняется это не теситурными ограничениями певца. Наоборот, его могущественный голос легко овладевал любое произведение не только басового, но и баритонного репертуара. Все тональные изменения, которые он предлагает, продиктованы, прежде всего, его тембровым ощущением: он находит более адекватную тональность для наиполнейшего воспроизведения концепции выполняемого произведения.

        Сколько душевного тепла вкладывал он в каждую музыкальную фразу, в каждое слово! Казалось, что весь национальный дух украинцев, генетический код народа сконцентрированны в его голосе. Поэтому пение Бориса Гмыри трогает до глубины души, пробуждает историческую память, национальное сознание и гордость за свой народ, свою Отчизну.

        Певец чрезвычайно серьезно изучал фактуру романса или песни, он не ограничивался усвоением лишь вокальной партии, оставляя фортепианную для аккомпаниатора. Для Гмыри музыкальное произведение - это целостность, где все составляющие взаимосвязанные. И аккомпанемент в свою очередь дополняет концепцию произведения манерой игры, стилем выполнения. Это сказывается в интонировании, фразовом мышлении, динамике, а также штрихах и артикуляции..." (Анна Гаврилец, композитор, 2003 г.)

        Животворным источником его гения были материнская забота, любовь и тысячелетняя история Украины. Они его питали, а он их пылко любил и прославил на весь мир.

        Родился гений вокала в известном историческом городке Лебедин на Сумщине. С 11 лет начал работать, чтобы помогать семье. Лишь в возрасте 27 лет получил аттестат о среднем образовании. В 1930 Борис Гмыря зачислен студентом в Харьковский инженерно-строительный институт. На четвертом курсе его приглашают на прослушивание в консерваторию. По личному распоряжению тогдашнего наркома образования Н.Скрипника, Б.Гмыря, в порядке исключения, получает право учиться в двух вузах одновременно, которые и закончил с отличием. На третьем курсе консерватории студенту Б.Гмыре была предложена работе в Харьковском театре оперы, где он и работал до окончания обучения.

        В 1939, среди 77 певцов с бывшего СССР, которые принимали участие во Всесоюзном конкурсе вокалистов в Москве, молодой Гмыря становится лауреатом. Здесь же ему предлагают работу в Большом театре СССР, Ленинградском и Минском оперных театрах. Но Б.Гмыря эти предложения отклонил, поскольку не представлял своей деятельности за пределами Украины. В 1941 Б.Гмыре присвоено звание "Заслуженный артист УССР". В 1951, на Декаде украинского искусства в Москве, по личной подписи Сталина Б.Гмыре присвоено звание "Народный артист СССР", вместо "Народный артист УССР". В 1952 присуждена Сталинская премия, в 1960 - награжден орденом Ленина.

        В 1932-1933, из за голода умерли отец и сестра Б.Гмыри. В 1941-м его больного оставили в Харькове, который через несколько дней был оккупированный немцами, те, кто отвечал за его эвакуацию. Это со временем стало на всю жизнь поводом для травли певца новейшими Сальери и, наконец, причиной преждевременной смерти.

        Катастрофически повлияло вынужденное пребывание Б. Гмыри в оккупации и на географии гастролей. Его не выпускали на гастроли к развитым капиталистическим странам. Гастролировал в Китае, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Польши и Югославии.

        В 1957, в расцвете творческих сил, вынужден оставить роботу в Киевском театре оперы и балета, где, к величайшему сожалению, все года работы в нем не знал покоя.

        После выхода на пенсию Б.Гмиря в театре работает лишь как гастролер, а потому спектакля с его участием в Киеве происходили очень редко.

Борис Гмыря в роли Тараса Бульбы в одноименной опере Николая Лисенко.

        Не смотря на то, что Б.Гмыря никогда не преподавал в музыкальных учереждениях, поскольку гастролировал и пел до последнего дня своей жизни, его учениками себя считают такие всемирно известные певцы как:
        - Евгений Нестеренко (бас, професор Московской консерватории): «Для меня Борис Романович является наилучшим камерным певцом из всех, которых я когда-нибудь слышал, я имею ввиду и наших, и зарубежных. Я считаю, что Б. Гмыря был одним из моих учителей в искусстве пения» (1983 г.);

         - Николай Гюзелев, (Болгария, бас "Вечерний Киев", 1986, «...Его лекции я навечно запомнил... Прошли года, я стал чуть ли не самым младшим исполнителем роли царя Бориса. В отличие от многих исполнителей, я пою прощальные слова царя Бориса точно так, как их написал композитор и выполнял Б. Гмыря... Встреча с Борисом Гмырей повлияла на мой выбор между художником и певцом»;

        - Николай Гяуров, (Италия, бас, Ла Скала,), исповедует творческие принципы Б.Гмыри;

        - Фолькер Вундер, (Мюнхенская опера): "Всю свою творческую жизнь я учился пению у Гмыри";

        С появлением Б. Гмыри на музыкальном Олимпе мир заговорил об украинской вокальной школе.

        Если за право быть Родиной Гомера боролись семь городов, то за Гмыри - две страны.

        Для всех пение Гмыри - это эталон и каждый старается приблизить к нему, но пока что это не удалось никому.

© Анна Принц, Наталия Цимбалистая
Про Бориса Гмирю
Новости
Фонд Бориса Гмыри
Конкурс 2008
Отзывы и пожелания

Лицедейство Бориса Гмыри в балладе "Старый капрал" А.Даргомыжского












  По вопросам спонсорства обращайтесь по телефону: +38 044 279-17-07, prints@meta.ua
  © Все права защищены. Несанкционированное использование материалов Сайта в коммерческих и рекламных целях будет опротестовано Фондом Бориса Гмыри в суде.